Методика

5 принципов методики Historia Rossica:

Регулярность

Усложненность

Понимание

Четкость

Заинтересованность

Составляющие успешного освоения курса истории России:

«Не могу запомнить», или Как учить историю

Указанные методы были собраны и из общей педагогической практики, и частично разработаны автором лично. Рекомендации даются на примере изучения дат, однако сами методики универсальны и могут применяться по отношению к другим материалам. Эффективность указанных методов индивидуальна. Мы бы рекомендовали пробовать все способы, и на основании личного опыта выбрать тот способ, который показал наибольшую эффективность. Но, конечно, наилучший результат возможен при чередовании всех методов.

Способы запоминания:

«Ладонь»

Методика состоит из четырех основных этапов. Старайтесь не переходить к следующему этапу, если не освоите предыдущий, все должно быть постепенно. В этом залог успеха. Запишите или используйте уже записанные связки дата-событие, желательно именно в таком порядке. Первый этап. Прочтите про себя или вслух несколько раз список дат. Рекомендуется учить материал небольшими партиями по 10 единиц, т. е. дат в данном случае. После того, как вы несколько раз прочтете необходимую «партию» материала, и она в определенном масштабе закрепится в голове, переходите ко второму этапу.

Закройте одну сторону вашего листа, так чтобы не было видно событий, но просматривались бы только даты. Постарайтесь на память восстановить все 10 событий подряд, не подглядывая. В случае затруднения подсмотрите, но не засчитывайте этот раз, как успешно пройденный. Как только получится безошибочно пять раз назвать подряд события, относящиеся к датам, сделайте то же самое в разнобой (к примеру, не «1237 – разорение Рязани; 1238 – разорение Северо-Восточной Руси; 1239 – разорение Переславля и Чернигова», а «1239 – разорение Переславля и Чернигова; 1223 – битва на Калке; 1240 – взятие Киева»). Цель данного этапа – добиться безупречного владения материалом на уровне хронологической ассоциации, т. е. при привязке к дате. Многие останавливаются на данном этапе и совершают большую ошибку, так как, выполнив большую часть интеллектуальной работы, не доделав ее, существенно сокращают эффективность своей памяти.

Третий этап. Закройте ладонью даты и смотрите только на события. Повторите все действия и условия второго этапа только по отношению к датам, а не событиям. После того, как и этот этап будет пройден, переходите к финальному четвертому этапу.

Теперь Ваша задача – не смотреть на даты, события, а на чистом листе несколько раз (желательно пять) полностью записать все 10 дат-событий по памяти подряд. Если Вы, к примеру, два раза записали правильно, а на третий раз забыли одну из дат, то начинайте отсчет – пять правильных попыток сначала, пока в совершенстве не выучите весь материал. И помните: вначале будет трудно, но память развивается, и с каждым разом запоминать материал будет проще, главное – не забывать о постоянстве.

Прописывание материала

Данный способ довольно прост и распространен. Он базируется на так называемой письменной памяти. Задача заключается в том, чтобы прописывать много раз необходимый для запоминания материал. Пишите 10 дат-событий, подсматривая в конспект/книгу до тех пор, пока не запомните даты, и в подглядывании не будет необходимости. И вновь принцип 5–10 успешных попыток: если удастся от 5 до 10 раз подряд написать все даты-события, не подглядывая, без ошибок (желательно в разнобой, а не подряд), то материал на данном этапе освоен. Главное не забывать его повторять.

Параллели и ассоциации

Такой подход к изучению материала является несистемным, т. е. не весь исторический материал можно учить посредством данного способа, а его использование становится более результативным по мере прохождения курса истории, а не с самого начала. В то же время он является очень эффективным и позволяет с большей скоростью охватывать новый материал.

Суть способа заключается в выстраивании ассоциаций и параллелей с изучаемым элементом. У каждого человека при изучении предмета всегда есть «островки» памяти, которые являются для него безусловным знанием: т. е. кто-то может путаться в событиях XI века, но точно знает, что в 1097 году был Любечский съезд, или в 1380 году была Куликовская битва. По мере продвижения курса таких «островков» становится все больше, это и позволяет ученику применять способ параллелей и ассоциаций более активно. Необходимо сопоставлять новый материал с уже известными «островками» знаний истории, или со своим личными знаниями. К примеру, хорошо запоминать события по тем же окончаниям дат, что и в днях рождениях Ваших знакомых, или в Вашем собственном. Можно использовать как годы, так и числа дней рождений.

Теперь, наглядные примеры подобных параллелей и ассоциаций. Период дворцовых переворотов будет запомнить легче, если Вы хорошо знаете даты правлений русских князей. Князь Василий II Темный правил с 1425 по 1462 год, условно назовем в голове это время «темным» по прозвищу князя. Эпоха дворцовых переворотов – время «темное», и длилось 1725 по 1762 год. Таким образом, с разницей в три века мы запоминаем одинаковые даты, ассоциируя их с «темным» временем. Любечский съезд прошел в 1097 году, а в 1497 году был принят Судебник Ивана III. Обе даты связаны с серьезными внутриполитическими изменениями. Любечский съезд стал отправным пунктом феодальной раздробленности, а Судебник Ивана III – закрепощения крестьян.

Подобных связок в истории очень много, как правило, их может указывать преподаватель, но можно попытаться найти и самостоятельно. Один из моих родственников по имени Николай (так уж совпало, но это не обязательно для запоминания) родился в 1994 году, ровно через 100 лет после восшествия на престол Николая II. Данный подход к запоминанию особенно полезен с проблемным материалом, который не получается выучить обычными способами.

Карточки

Данный способ представляет собой трансформацию конспекта в удобную форму запоминания. Ученик может составить карточки, в которых были бы указаны дата на одной стороне, а событие на другой. Разложив карточки перед собой, Вы должны сказать, что находится на другой стороне карточки. Если это не получается, переворачиваете карточку и начинаете попытки заново до тех пор, пока не перестанете допускать ошибок. Данный метод часто используется при подготовке к любым предметам, в том числе и к истории. Однако не следует его переоценивать, он может быть эффективным в случае, если вы применяете его в дополнение к другим способам. Первое – на составление карточек на весь материал может быть потрачено очень много времени. Второе – данный метод, как было сказано, не отличается принципиально от обычного конспекта, он позволяет мозгу усваивать информацию быстрее и концентрироваться на конкретных деталях. Поэтому наш совет по использованию данного подхода следующий: применяйте его на тяжелом материале, а не на всем, тот материал, который дается тяжелее может быть освоен подобным способом.

Составление рядов

Большая часть исторического материала делится на группы. На примере дат можно привести примеры: 1497 (Судебник Ивана III), 1550 (Судебник Ивана IV), 1649 (Соборное Уложение) и т. д. Перечисленные даты составляют ряд законодательных проектов в истории России. Ряды могут быть широкими и узкими. К широким рядам можно отнести следующий пример: 907, 911 (походы на Константинополь), 964-966 (восточный поход Святослава), 1111 (поход на Шарукань), где даты объединены по принципу внешнеполитических походов в целом. Следующий список дат представляет собой узкий ряд: 1791 (Ясский мирный договор), 1812 (Бухарестский мирный договор), 1829 (Адрианопольский мирный договор), где все указанные даты являются мирными договорами только с Турцией. Ряды могут состоять из различного количества дат, однако не стоит перегружать ряд более чем 15 элементами, в таких случаях теряется компактность информации и процесс заучивания материала не сильно отличается от обычного повторения конспекта. Как показывает практика, составление рядов – очень эффективный способ запоминания материала.

Интернет-дискуссии

Некоторые методы лучше применять не к конкретным элементам исторического материала (даты, термины, личности и пр.), а к определенным историческим эпохам или проблемам. В данном случае ученикам предлагается поучаствовать в исторической дискуссии в Интернете. Как правило, это можно сделать на исторических форумах, в исторических группах в социальных сетях или прямо на форуме [ссылка на форум] Historia Rossica. Темы исторических дискуссий в таких случаях могут звучать актуально и остро для усиления конкурентных мотивов участников дискуссии. Примерные темы: «Норманнская теория: славяне не способны создать свою государственность?», «Причины революции 1917 года» и др. Эффект запоминания достигается за счет внутренней мотивации ученика, который, вступая в дебаты, не желает «упасть в грязь лицом» и вынужден читать и углубляться в материал для наилучшей демонстрации своей точки зрения. Хорошо использовать данный подход особенно на «слабых местах», а не наоборот. Конечно, в темах, в которых ученик разбирается, он сможет отстоять свою позицию наилучшим образом. Однако это не принесет желаемого эффекта в процессе познания материала, а вот на проблемных темах стоит потренироваться.

Параллельное чтение

Рассматриваемый способ следует применять к общим разделам истории России. Суть его заключается в том, чтобы подобрать около 10 разных источников информации (учебники, книги, статьи, энциклопедии, справочники), в которых необходимо прочитать информацию об одной и той же теме. К примеру, если у Вас возникли трудности в понимании или запоминании событий Февральской революции 1917 года, возьмите разные источники и прочтите все, что написано там на эту тему. Подача информации, как правило, индивидуальна и благодаря этому можно рассмотреть один и тот же фактический материал с разных ракурсов, что способствует запоминанию и пониманию. Не у всех дома есть многочисленные печатные материалы по истории, в таких случаях большой помощью может стать Интернет, который по поисковому запросу выдаст огромный пласт информации по выбранной теме. Данный способ, затратный по времени, но весьма эффективный при усердной работе.

 Распечатать страницу - Печать