Контакты

Телефон: +7 (495) 924-74-84
E-mail: info@lomonosovka.ru
Группа Вконтакте

Методика

Регулярность

  • Nulla dies sine linea (Ни дня без строчки – лат.) – ученик должен обязательно находить от 10 до 30 минут каждый день для самостоятельной подготовки по истории.
  • Ученик должен выбрать свой Основной день подготовки, т. е. тот день, в который он может потратить на подготовку заданий по истории от одного часа и более (как правило, это либо выходной день, либо день до занятия).
  • Материал, который необходимо освоить за неделю, распределяется учеником по принципу «сперва сложное, потом простое». Таким образом, наиболее трудный материал распределяется по обычным дням, для того чтобы в Основной день повторить выученное и освоить менее трудный материал.

Усложненность

  • Уровень знаний в проекте Historia Rossica заведомо завышен. Добавлены многие материалы, отсутствующие в учебниках. Эти сложности оправданны, так как данные материалы встречались в тех или иных вариантах ЕГЭ либо во вступительных экзаменах по истории в МГУ. Многие материалы, присутствующие в базовых учебниках, но не встречающиеся в экзаменах, напротив, убраны.
  • Суть принципа заключается в том, чтобы ученик, ориентирующийся на более сложный уровень Historia Rossica, легче преодолел задания ЕГЭ и вступительных испытаний.

Понимание

  • Принцип, часто игнорируемый в наше время в школах. Недостаточно просто помнить материал, нужно его понимать, чтобы адекватно писать развернутые ответы на задания части С в ЕГЭ и эссе на вступительных экзаменах.
  • Для достижения понимания материала в рамках методики Historia Rossica делается акцент на сравнительный метод подачи материала: ученику предоставляется множество примеров, аналогичных тем или иным механизмам истории в, современном, более понятном ему мире.

Четкость

  • Ключевая особенность методики: ученик всегда знает, ЧТО именно у него спросят на занятии.
  • Весь материал разделен на конкретные материалы (даты, термины, исторические личности, иллюстрации произведений культуры, карты, схемы, тенденции внутренней политики/внешней политики/культуры/социально-экономического развития), которые предоставляются ученику по мере прохождения курса.

Заинтересованность

  • Проверено опытом, что если человек интересуется проблемой, то это стимулирует его познавательную деятельность, и, чем больше человек знает о предмете, тем более он его интересует. Задача курса Historia Rossica интерактивно преподнести исторический материал, вовлечь ученика в исторические дискуссии, использовать образовательные игровые методики, для максимального результата.

Составляющие успешного освоения курса истории России:

  • Лекции
  • Справочные материалы
  • Домашние задания
  • Самостоятельная работа с учебниками
  • Проверочные материалы (тесты, эссе, опросы)

«Не могу запомнить», или Как учить историю

Указанные методы были собраны и из общей педагогической практики, и частично разработаны автором лично. Рекомендации даются на примере изучения дат, однако сами методики универсальны и могут применяться по отношению к другим материалам. Эффективность указанных методов индивидуальна. Мы бы рекомендовали пробовать все способы, и на основании личного опыта выбрать тот способ, который показал наибольшую эффективность. Но, конечно, наилучший результат возможен при чередовании всех методов.

«Ладонь»

Методика состоит из четырех основных этапов. Старайтесь не переходить к следующему этапу, если не освоите предыдущий, все должно быть постепенно. В этом залог успеха. Запишите или используйте уже записанные связки дата-событие, желательно именно в таком порядке. Первый этап. Прочтите про себя или вслух несколько раз список дат. Рекомендуется учить материал небольшими партиями по 10 единиц, т. е. дат в данном случае. После того, как вы несколько раз прочтете необходимую «партию» материала, и она в определенном масштабе закрепится в голове, переходите ко второму этапу.

Закройте одну сторону вашего листа, так чтобы не было видно событий, но просматривались бы только даты. Постарайтесь на память восстановить все 10 событий подряд, не подглядывая. В случае затруднения подсмотрите, но не засчитывайте этот раз, как успешно пройденный. Как только получится безошибочно пять раз назвать подряд события, относящиеся к датам, сделайте то же самое в разнобой (к примеру, не «1237 – разорение Рязани; 1238 – разорение Северо-Восточной Руси; 1239 – разорение Переславля и Чернигова», а «1239 – разорение Переславля и Чернигова; 1223 – битва на Калке; 1240 – взятие Киева»). Цель данного этапа – добиться безупречного владения материалом на уровне хронологической ассоциации, т. е. при привязке к дате. Многие останавливаются на данном этапе и совершают большую ошибку, так как, выполнив большую часть интеллектуальной работы, не доделав ее, существенно сокращают эффективность своей памяти.

Третий этап. Закройте ладонью даты и смотрите только на события. Повторите все действия и условия второго этапа только по отношению к датам, а не событиям. После того, как и этот этап будет пройден, переходите к финальному четвертому этапу.

Теперь Ваша задача – не смотреть на даты, события, а на чистом листе несколько раз (желательно пять) полностью записать все 10 дат-событий по памяти подряд. Если Вы, к примеру, два раза записали правильно, а на третий раз забыли одну из дат, то начинайте отсчет – пять правильных попыток сначала, пока в совершенстве не выучите весь материал. И помните: вначале будет трудно, но память развивается, и с каждым разом запоминать материал будет проще, главное – не забывать о постоянстве.

Прописывание материала

Данный способ довольно прост и распространен. Он базируется на так называемой письменной памяти. Задача заключается в том, чтобы прописывать много раз необходимый для запоминания материал. Пишите 10 дат-событий, подсматривая в конспект/книгу до тех пор, пока не запомните даты, и в подглядывании не будет необходимости. И вновь принцип 5–10 успешных попыток: если удастся от 5 до 10 раз подряд написать все даты-события, не подглядывая, без ошибок (желательно в разнобой, а не подряд), то материал на данном этапе освоен. Главное не забывать его повторять.

Параллели и ассоциации

Такой подход к изучению материала является несистемным, т. е. не весь исторический материал можно учить посредством данного способа, а его использование становится более результативным по мере прохождения курса истории, а не с самого начала. В то же время он является очень эффективным и позволяет с большей скоростью охватывать новый материал.

Суть способа заключается в выстраивании ассоциаций и параллелей с изучаемым элементом. У каждого человека при изучении предмета всегда есть «островки» памяти, которые являются для него безусловным знанием: т. е. кто-то может путаться в событиях XI века, но точно знает, что в 1097 году был Любечский съезд, или в 1380 году была Куликовская битва. По мере продвижения курса таких «островков» становится все больше, это и позволяет ученику применять способ параллелей и ассоциаций более активно. Необходимо сопоставлять новый материал с уже известными «островками» знаний истории, или со своим личными знаниями. К примеру, хорошо запоминать события по тем же окончаниям дат, что и в днях рождениях Ваших знакомых, или в Вашем собственном. Можно использовать как годы, так и числа дней рождений.

Теперь, наглядные примеры подобных параллелей и ассоциаций. Период дворцовых переворотов будет запомнить легче, если Вы хорошо знаете даты правлений русских князей. Князь Василий II Темный правил с 1425 по 1462 год, условно назовем в голове это время «темным» по прозвищу князя. Эпоха дворцовых переворотов – время «темное», и длилось 1725 по 1762 год. Таким образом, с разницей в три века мы запоминаем одинаковые даты, ассоциируя их с «темным» временем. Любечский съезд прошел в 1097 году, а в 1497 году был принят Судебник Ивана III. Обе даты связаны с серьезными внутриполитическими изменениями. Любечский съезд стал отправным пунктом феодальной раздробленности, а Судебник Ивана III – закрепощения крестьян.

Подобных связок в истории очень много, как правило, их может указывать преподаватель, но можно попытаться найти и самостоятельно. Один из моих родственников по имени Николай (так уж совпало, но это не обязательно для запоминания) родился в 1994 году, ровно через 100 лет после восшествия на престол Николая II. Данный подход к запоминанию особенно полезен с проблемным материалом, который не получается выучить обычными способами.

Карточки

Данный способ представляет собой трансформацию конспекта в удобную форму запоминания. Ученик может составить карточки, в которых были бы указаны дата на одной стороне, а событие на другой. Разложив карточки перед собой, Вы должны сказать, что находится на другой стороне карточки. Если это не получается, переворачиваете карточку и начинаете попытки заново до тех пор, пока не перестанете допускать ошибок. Данный метод часто используется при подготовке к любым предметам, в том числе и к истории. Однако не следует его переоценивать, он может быть эффективным в случае, если вы применяете его в дополнение к другим способам. Первое – на составление карточек на весь материал может быть потрачено очень много времени. Второе – данный метод, как было сказано, не отличается принципиально от обычного конспекта, он позволяет мозгу усваивать информацию быстрее и концентрироваться на конкретных деталях. Поэтому наш совет по использованию данного подхода следующий: применяйте его на тяжелом материале, а не на всем, тот материал, который дается тяжелее может быть освоен подобным способом.

Составление рядов

Большая часть исторического материала делится на группы. На примере дат можно привести примеры: 1497 (Судебник Ивана III), 1550 (Судебник Ивана IV), 1649 (Соборное Уложение) и т. д. Перечисленные даты составляют ряд законодательных проектов в истории России. Ряды могут быть широкими и узкими. К широким рядам можно отнести следующий пример: 907, 911 (походы на Константинополь), 964-966 (восточный поход Святослава), 1111 (поход на Шарукань), где даты объединены по принципу внешнеполитических походов в целом. Следующий список дат представляет собой узкий ряд: 1791 (Ясский мирный договор), 1812 (Бухарестский мирный договор), 1829 (Адрианопольский мирный договор), где все указанные даты являются мирными договорами только с Турцией. Ряды могут состоять из различного количества дат, однако не стоит перегружать ряд более чем 15 элементами, в таких случаях теряется компактность информации и процесс заучивания материала не сильно отличается от обычного повторения конспекта. Как показывает практика, составление рядов – очень эффективный способ запоминания материала.

Интернет-дискуссии

Некоторые методы лучше применять не к конкретным элементам исторического материала (даты, термины, личности и пр.), а к определенным историческим эпохам или проблемам. В данном случае ученикам предлагается поучаствовать в исторической дискуссии в Интернете. Как правило, это можно сделать на исторических форумах, в исторических группах в социальных сетях или прямо на форуме [ссылка на форум] Historia Rossica. Темы исторических дискуссий в таких случаях могут звучать актуально и остро для усиления конкурентных мотивов участников дискуссии. Примерные темы: «Норманнская теория: славяне не способны создать свою государственность?», «Причины революции 1917 года» и др. Эффект запоминания достигается за счет внутренней мотивации ученика, который, вступая в дебаты, не желает «упасть в грязь лицом» и вынужден читать и углубляться в материал для наилучшей демонстрации своей точки зрения. Хорошо использовать данный подход особенно на «слабых местах», а не наоборот. Конечно, в темах, в которых ученик разбирается, он сможет отстоять свою позицию наилучшим образом. Однако это не принесет желаемого эффекта в процессе познания материала, а вот на проблемных темах стоит потренироваться.

Параллельное чтение

Рассматриваемый способ следует применять к общим разделам истории России. Суть его заключается в том, чтобы подобрать около 10 разных источников информации (учебники, книги, статьи, энциклопедии, справочники), в которых необходимо прочитать информацию об одной и той же теме. К примеру, если у Вас возникли трудности в понимании или запоминании событий Февральской революции 1917 года, возьмите разные источники и прочтите все, что написано там на эту тему. Подача информации, как правило, индивидуальна и благодаря этому можно рассмотреть один и тот же фактический материал с разных ракурсов, что способствует запоминанию и пониманию. Не у всех дома есть многочисленные печатные материалы по истории, в таких случаях большой помощью может стать Интернет, который по поисковому запросу выдаст огромный пласт информации по выбранной теме. Данный способ, затратный по времени, но весьма эффективный при усердной работе.

Нравится